Исследование эффективности WorldSkills

Проект Worldskills
Исследование эффективности WorldSkills

Вопрос об эффективности движения WorldSkills поднимается регулярно и на разных уровнях. Особенно интересно его рассматривать в российских реалиях, где инструменты движения активно используются не только при проведения чемпионатов профессионального мастерства, но также внедрены в образовательный процесс и используются предприятиями. 

В рамках данного, первого, проекта, посвящённого этому вопросу было решено сфокусировать свое внимание на тех участниках движения, которые, согласно гипотезе, являются главными бенефициарами - предприятиях. Мы решили узнать, а что же им дает участие в проектах движения, по каким маркерам стоит определять эффективность, отличаются ли сотрудники подтвердившие свое мастерства по стандартам WorldSkills от других сотрудников и попробовать выйти на количественные показатели эффективности.

Для решения этой задачи мы обратились в Исследовательский холдинг "Ромир", который провел полевое исследование в период с мая по август 2020 года.

Всего в проекте приняли участие представители 600 предприятий - от корпораций до стартапов - которые активно участвуют в разных проектах WorldSkills.

 Абсолютное большинство опрошенных (86%) довольны результатами участия в движении WorldSkills (из них 31% - очень довольны, а 55% - скорее довольны). Еще 11% дали нейтральную оценку и всего 3% недовольны результатами. 

Оценка эффекта для организаций от использования стандартов WorldSkills

Более трети опрошенных компаний используют стандарты движения  WorldSkills в оценке и обучении сотрудников. Еще 17% - в производственных процессах. Среди внедривших / внедряющих стандарты WorldSkills в процессы обучения и оценки основная часть внедряет / внедрила стандарты частично - 2/3 в процессах обучения,1/2 в процессах оценки. Среди внедривших / внедряющих стандарты WorldSkills в процессы производства 80% использует стандарты WorldSkills частично.

По мнению экспертов, стандарты WorldSkills достаточно прозрачны и понятны, помогают четко определять уровень того или иного навыка у сотрудника. Компании, которые применяют у себя стандарты WorldSkills (частично или полностью), отмечают их практикоориентированность, наличие возможности сравнения результатов и прочее.

Наибольший эффект от использования стандартов WorldSkills респонденты видят в росте уровня квалификации работников, качества их работы. Также респонденты отмечают усиление мотивации сотрудников к работе, повышение уровня их soft skills.


29% всех опрошенных компаний имеют опыт участия в чемпионатах WorldSkills, из них 83% уверены в том, что участие в них важно для компании. Основной эффект от участия в чемпионатах, по мнению компаний, которые участвовали в них, - это повышение квалификации, качества работы сотрудников.

Интересно, что респонденты основным результатом для всех направлений WorldSkills назвали повышение квалификации работников, качества их работы и мотивации к работе. Но при этом на чемпионатах, по их мнению, чаще «прокачиваются» hard skills, а в рамках обучения и оценки по методологии WorldSkilld – soft skills.

Оценка эффекта для организаций от демонстрационного экзамена

Значительное число опрошенных компаний принимают участие в организации демонстрационных экзаменов, участвуют в качестве экспертов и / или принимают на работу студентов, сдавших такой экзамен.

68% представителей компаний, которые имеют опыт работы с демонстрационными экзаменами, уверены в том, что прохождение их студентами важно для компании при приеме сотрудника на работу. Схожее распределение ответов зафиксировано и в отношении к Skills Passport: 64% респондентов, которые взаимодействуют с учебными заведениями по линии демоэкзаменов, говорят о том, что этот документ является приоритетом при приеме работника на работу, а 13% придерживаются обратной точки зрения. При этом доля считающих, что прохождение демонстрационного экзамена влияет на эффективность работника, уже выше – 74%.

Оценка различий между работниками (подтвердившими и не подтвердившими мастерство по стандартам WorldSkills)

Одними из ключевых в исследовании являлись вопросы об оценке различий между сотрудниками одной компании, которые подтвердили свое мастерство по методологии WorldSkills (через прохождение демонстрационного экзамена, через участие в чемпионатах, через оценку по стандартам WorldSkills в самой компании), от других («обычных») сотрудников.

Все эксперты и участники формализованного опроса сошлись во мнении, что работники, подтвердившие свое мастерство по стандартам WorldSkills, отличаются от других сотрудников. Они более мотивированные, целеустремленные, быстрее справляются с нестандартными задачами, быстрее обучаются и адаптируются.

Отдельно оценивалась разница в hard skills и soft skills. Среди hard skills чаще всего респонденты отмечают разницу между работниками в выполнении работниками производственных норм и качестве производимой продукции.


Оценка изменений в показателях развития качестве человеческих ресурсов организаций

В ходе экспертных интервью респонденты отмечали наличие кумулятивного эффекта от деятельности движения WorldSkills: это и улучшение качества подготовки студентов, и развитие текущего персонала компаний, и задел по освоению профессий на будущее.

Подтверждение мастерства по методологии WS для многих респондентов является синонимом роста квалификации сотрудников. Поэтому на первое место в рейтинге показателей, которыми лучше всего оценивать эффект от участия в движении, вышел показатель количества (доли) работников, подтвердивших свое мастерство по стандартам WS. Он же является наиболее простым для измерения.

Также наиболее часто отмечались изменения в таких показателях, которые можно объединить в категорию «качества человеческих ресурсов» организации. Изменения в качестве человеческих ресурсов как ключевой параметр оценки влияния движения был отмечен 33% опрошенных в ходе формализованного опроса.

Так, по мнению опрошенных, лучше всего эффект от влияния движения на качество человеческих ресурсов лучше всего измерять такими показателями, как мотивация к занятию профессией (в целом и в конкретной компании) и общий уровень квалификации.

Также респондентам было предложено оценить степень изменений в их компании по каждому из этих параметров. Больше всего в результате участия в движении WorldSkills респонденты заметили рост мотивации работников, ускорение их карьерного роста, повышение уровня soft skills и технической грамотности.

Оценка изменений в производственных показателях организаций

Изменения в ключевых производственных метриках компании как наиболее показательных параметрах были отмечены 25% среди всех опрошенных. Самыми показательными для измерения параметрами респонденты назвали скорость освоения нового оборудования, рост качества товаров и услуг, рост технологичности производства и производительности труда.

Оценка изменений в экономических показателях организаций

Изменения в ключевых экономических метриках компании как наиболее показательных параметрах были отмечены 19% опрошенных. Самыми показательными для измерения параметрами они назвали размер прибыли, расходы на поиск и обучение работников.

По мнению респондентов, они уже заметили изменения в росте объема реализации, снижении расходов на обучение работников и стоимости человека-часа.

Обратная связь

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности